Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Выбираем аккумулятор
Форум Автомобилистов авто форум Москва Россия автосалон Автогалерея - покупка и продажа автомобиля, аукцион авто, автомагазин, купить и продать авто новых и бу с пробегом, в том числе в кредит и рассрочку! Срочный выкуп авто в Москве, скупка автомобилей, выкуп машин, автовыкуп! > Ремонт автомобилей > Ремонт и обслуживание автомобилей
Фоля
Зная емкость и пусковой ток, которыми должен располагать аккумулятор, его размеры и способ крепления по месту установки, можно отправляться в автомагазин за новой батареей. Но если хочется, чтобы с обслуживанием аккумулятора в эксплуатации было поменьше хлопот, или чтобы он дольше прослужил, придется подумать, подходит ли приглянувшаяся батарея к вашему автомобилю.

Все представленные в продаже аккумуляторы можно разделить на две группы. АКБ бывают либо необслуживаемыми вообще, либо малообслуживаемыми, хотя в чем заключается это "мало", понятно, пожалуй, лишь автомобилистам, которые еще помнят, как часто нуждались в обслуживании конструкции 20-летней давности. Ну а к какой группе относится та или иная батарея, зависит от состава сплава, используемого при изготовлении решеток электродных пластин.

Степень свободы от обслуживания
Из обслуживаемых конструкций во время эксплуатации в наибольшем внимании нуждаются аккумуляторы, где в качестве легирующей добавки в материал решеток используется сурьма. Дело в том, что сурьма способствует гидролизу электролита, при котором вода, наряду с серной кислотой входящая в состав электролита, разлагается на кислород и водород, и они испаряются в окружающую среду. Отсюда необходимость постоянно следить за уровнем электролита в банках аккумулятора и периодически доливать дистиллированную воду, чтобы не допустить оголения пластин. Кроме этого, сурьмянистые батареи больше других типов аккумуляторов подвержены саморазряду при длительном бездействии. Поэтому сурьмянистый аккумулятор после простоя автомобиля более месяца желательно снять и полностью зарядить на стационарном устройстве. Нарушение указанных условий ведет к сокращению срока службы аккумулятора.
У сурьмы имеется заменитель - кальций. Если пластины АКБ изготовлены по кальциевой технологии, интенсивность гидролиза воды в электролите при нормальных значениях напряжения тока зарядки, выдаваемого генератором, и также саморазряд во время стоянок уменьшаются многократно. Когда кальций замещает сурьму только в отрицательных пластинах, аккумулятор называется гибридным. Он продолжает нуждаться в обслуживании, но с совсем другой периодичностью.
Если же кальций используется для легирования и отрицательных, и положительных пластин, то уровень электролита в аккумуляторе может понизиться в основном только по причине естественного испарения воды из электролита. При наличии в крышке батареи системы вентиляции внутреннего объема, собирающей конденсат и возвращающей его в банки, такой аккумулятор становится необслуживаемым в течение всего периода эксплуатации. Расход воды у этих батарей и впрямь так мал, что в их крышках отверстия для контроля уровня электролита и доливки воды могут быть не предусмотрены вовсе.

Другая сторона медали

Не требующие ухода необслуживаемые батареи с потребительской точки зрения наиболее привлекательны. Однако по конструкции они если что-то и напоминают, так одноразовые зажигалки, случись с которыми беда, исправить ее не представляется возможным. Но что, собственно, может случиться?
Когда напряжение, вырабатываемое генераторной установкой, например, по причине неисправности регулятора, превышает норму (специалисты порогом называют 14,8 В), интенсивность гидролиза и скорость "выкипания" электролита становятся чрезмерно велики. Уровень электролита уменьшается слишком быстро, а его плотность и коррозийная активность, напротив, увеличиваются. В эксплуатации фиксировались случаи, когда необслуживаемые батареи, не позволяющие поддерживать необходимый уровень электролита из-за отсутствия отверстий для доливки, оказывались непригодными к дальнейшей работе задолго до окончания расчетного срока службы.
Кроме этого, необслуживаемые аккумуляторы более уязвимы к глубоким разрядкам, что опять-таки подтверждается опытом эксплуатации, а также испытаниями на способность восстанавливать емкость, пусковой ток и другие характеристики после серии глубоких разрядов, в которых чисто кальциевые батареи нередко оказывались хуже сурьмянистых или гибридных.

Что предпочесть 0594
Только что упомянутые обстоятельства - систематическая перезарядка или глубокий разряд - к нормальным условиям эксплуатации не относятся. Если же "форс-мажор" не допускать, то необслуживаемые аккумуляторы служат все-таки дольше, чем обслуживаемые. Неслучайно такими аккумуляторами новые автомобили, как правило, оснащаются еще на заводском конвейере, дабы производители не имели с АКБ проблем в период гарантийного обслуживания машины. Но надо не забывать, что хотя эксплуатация необслуживаемых батарей не требует какого-либо контроля со стороны автовладельца, сам контроль теперь смещается от аккумулятора в сторону других систем автомобиля, прежде всего, электрооборудования. Только полный порядок в электрическом "хозяйстве" позволит необслуживаемой батарее продемонстрировать все свои лучшие качества.
Что же касается автомобилей с пробегом, особенно "хорошо подержанных" и поэтому успевших огорчить своих хозяев отказами "электрики", то, учитывая высокую вероятность появления различных отклонений в работе электрооборудования от штатных режимов, для них предпочтительнее купить обслуживаемый аккумулятор.
При этом наилучшим может оказаться гибридный вариант. Он позволяет контролировать уровень и плотность электролита не только с помощью глазка-индикатора, практический смысл которого столь же невелик, сколь приблизительна точность этого "наворота". При необходимости уровень электролита доводится до нормы тем же способом - через отверстия в крышке, как в сурьмянистом аккумуляторе, но поскольку электролит в "гибриде" выкипает медленно, мороки в эксплуатации с ним будет гораздо меньше. В плюсовых пластинах гибридных батарей, испытывающих наибольшие нагрузки во время работы, кальций не используется, поэтому по чувствительности к глубоким разрядам "гибриды" более тяготеют к сурьмянистым аккумуляторам, что вновь является их достоинством.

Как различить ФОТО 0609 и 0564
Проще всего с необслуживаемыми аккумуляторами - если в их крышках нет отверстий для доливки воды. Кроме того, батареи данного типа могут иметь надписи: "необслуживаемый", maintenance free - "свободны от обслуживания", Calcium, Ca/Ca, а также Silver - "серебряный". Кстати, о Silver. В материале решеток пластин необслуживаемых АКБ с таким обозначением действительно содержится серебро. Это серьезная заявка в плане долговечности и характеристик, но так как основной легирующей добавкой в "серебряных" аккумуляторах остается все же кальций, соответственно им присущи и минусы кальциевых батарей. На представленных в продаже гибридных аккумуляторах могут встречаться маркировки: Hybrid, Ca+, Pb/Ca. Однако поскольку в стандартах обязательное обозначение, к какому типу батарея относится, не оговорено, лучше всего перед покупкой проконсультироваться с продавцом.

Фоля
Генератор в автомобиле: устройство, неисправности, ремонт

Генератор на автомобилях появился в 10-х годах ХХ века вместе с аккумулятором, которому требовалось устройство для бортовой зарядки во время движения.
С тех пор задачи генератора не изменились, но нагрузки возросли – если поначалу заряд аккумулятора расходовался только на работу стартера и фар, то сегодня автомобиль оброс большим набором прожорливых потребителей в виде всевозможных опционных сервоприводов, подогревателей, электрогидравлических устройств в рулевом, подвеске и тормозной системе. Электроэнергии современной оснащенной машине требуется много, и генератор, как главный и единственный ее производитель, должен обеспечивать "поставку" полномерно и бесперебойно.

Под напряжением
Если не вдаваться в инженерные тонкости, то принципиальное устройство генератора выглядит по-школьному просто. В современных автомобилях используется трехфазный генератор переменного тока, состоящий из заключенных в корпус статора – неподвижной внешней обмотки – и вращающегося внутри нее подвижной обмотки – ротора. Вначале генератор должен сам получить ток от АКБ, который поступает на обмотку возбуждения ротора, создавая необходимое для работы магнитное поле. Для подведения тока к ротору служит коллектор со щетками, выполняющими роль скользящего контакта. Поскольку АКБ и в целом электросистеме автомобиля нужен только постоянный ток, генератор снабжен выпрямителем, как правило, встроенным в корпус. Для защиты от перегрузок используется транзисторное реле-регулятор, поддерживающее напряжение в пределах 12.5 – 13.5 В, которое монтируется, в большинстве случаев, снаружи на корпусе генератора.
По конструкции на сегодня наиболее распространенным является классическое навесное исполнение генератора, когда он в виде отдельного устройства устанавливается снаружи двигателя и ротор приводится от коленвала ременной передачей. Такой вариант пока оказывается самым удачным, поскольку обеспечивает наибольшую легкость снятия-установки генератора для замены и ремонта. Хотя время от времени предлагаются и различные альтернативные конструкции, например, такие, где генератор интегрируется в двигатель. Здесь маховик мотора, снабженный обмоткой возбуждения, выполняет роль ротора, вокруг которого в картере устанавливается внешняя статорная обмотка. В этом случае в одном совмещаются два устройства – генератор работает и в качестве стартера.
Кстати, эта набирающая сегодня популярность идея "стартерогенератора" достаточно давняя и представляет собой воскрешение старых конструкций на новый лад. Впервые стартер и генератор на автомобиле появились именно в виде такого вот единого устройства, разработанного жившим в начале ХХ века инженером Чарльзом Кеттерингом, которое в 1912 году было установлено на Cadillac и годом позже на Lancia. Однако впоследствии оба устройства были разделены – из-за разницы задач, требующих различных конструкций, и удобства обслуживания-ремонта. Поэтому "интегрированный" вариант пока что выглядит как эксперимент – выигрыш в компактности не слишком значительный, а ремонт в случае отказа – гораздо более сложный и трудоемкий. Впрочем, о ремонте – немного позднее. Сначала о том, как узнать, что он нужен.

До лампочки
Источником информации о состоянии энергосистемы в современных машинах служит контрольная лампа заряда АКБ, которая в виде стилизованной "иконки" расположена на панели приборов. В нормальном режиме эта лампа должна загораться в числе других при включении зажигания и гаснуть после запуска двигателя. Здесь вспыхивание лампочки показывает, что в цепи есть контакт и нужное напряжение, а то, что она гаснет после пуска, говорит о том, что генератор работает и отдает ток. Если лампа ведет себя иначе – значит, есть неисправность.
В случае когда лампа не загорается, причиной может быть, в первую очередь, разряженный и севший аккумулятор. Помимо этого, проблема может таиться в разрыве в электроцепи – проводки, контакте на "массу" (кузов), выходе из строя предохранителя или (редко) самой лампы. Возникает это и при неисправностях в самом генераторе – главным образом из-за неплотного контакта щеток коллектора по причине их износа или из-за дефектов в реле-регуляторе.
Те же проблемы со щетками, реле и электроцепью могут быть и тогда, когда лампа не гаснет или слабо мигает при пуске двигателя. В этом случае причиной часто является ослабление натяжения или обрыв приводного ремня, а также неисправность выпрямительного блока. Это может означать и самую крупную неприятность – замыкание или обрыв (перегорание) в обмотках, происходящее, как правило, по вине неисправного реле-регулятора.
На машинах с большим и даже средним пробегом нередко начинают возникать и механические проблемы с генератором. И в первую очередь происходит износ подшипников, в которых вращается ротор. Определяется это по характерному шуму – его можно услышать, стоя рядом с машиной. В данном случае может к тому же начать мигать контрольная лампа, поскольку при износе подшипников, как правило, ухудшается контакт щеток.
Теоретически ресурс генератора должен быть очень велик – устройство это простое, и ломаться в нем почти нечему. Однако на практике значительная часть ресурса без всяких кавычек съедается коррозией – главным врагом всех электроприборов автомобиля. Российский же климат, как известно, к тому располагает полностью: осадки, перепады температур и влажности, дорожная соль – все это приводит на автосервис гораздо раньше, чем задумывалось конструкторами и хотелось бы самому автовладельцу.
Насчет того, как срочно надо спешить на авторемонтную станцию, – единой формулы нет. Иногда мигание лампы означает мелкие "глюки" в проводке, с которыми многие ездят подолгу – и ничего. Но, например, если лампа мигает из-за реле регулятора, то не исключено, что впереди перегорания-замыкания в обмотках, а тут уже, как правило, генератор целиком идет под замену. (Хотя в большинстве случаев эта неисправность реле обнаруживается раньше – от получающегося перезаряда начинает выкипать и очень заметно терять в емкости АКБ.) Определить, почему "лампа горит не так", невозможно. В старых машинах ставили вольтметры, которые помогали прояснить вопрос, но сейчас их нет, поскольку они занимают место на панели, а для цивилизованного Запада достаточно и лампочки, предупреждающей: "что-то не так, надо на сервис".Единственное, пожалуй, что можно попробовать сделать самому до визита на СТО, – это распылить на электропроводку специальный аэрозоль, такой, как WD-40 или его аналог, что может помочь при мелких "глюках" в виде влаги на проводке и контактах. Если же это не помогло, то придется ехать на ремонтную станцию, иначе рано или поздно произойдет очевидное – "намертво" сядет аккумулятор. Особо быстро это наступает в режиме городской езды с частыми стоянками-запусками. Можно, конечно, то и дело снимать аккумулятор с машины и носить его домой заряжать от сетевого зарядника, как делают некоторые, но для современного автовладельца это не вариант. Техника должна работать автономно.

К монтерам
Само собой, сейчас мало кто станет заниматься ремонтом генератора самостоятельно. Ведь прежде всего необходимо знать, где именно неисправность, а для этого требуется проверить все электроцепи, что сделать без профессионального оборудования невозможно. Самому по силам разве что (если нет отвращения к закисшим гайкам и подкапотной грязи) подтянуть или заменить ремень генератора. Даже менять генератор целиком в одиночку проблематично в смысле принятия решения о такой процедуре – может быть, старый, несмотря на свой внешний вид, полностью исправен, а дело в реле или в проводке. Исключение тут составляет генератор с механическим износом, который явно шумит. В остальном – лучше обратиться на станцию. Тем более что выбор сервисов тут огромен: на всех дилерских и недилерских СТО осуществляют любое обслуживание генератора. При этом существуют и специализированные станции, где не только меняют на новые, но и делают ремонт и восстановление, что, например, для старых машин редких моделей может оказаться единственно приемлемым вариантом. И наоборот, для автомобилей массовых моделей тут может оказаться привлекательной услуга по принятию старого генератора в зачет, взамен которого тут же могут поставить готовый отремонтированный б/у или новый.
Фоля
Заводящие

Аккумуляторы появились почти 145 лет назад – в 1860 году, когда Гастон Планте представил Французской академии наук первую в мире батарею, способную многократно заряжаться и отдавать ток. Становясь источником энергии для все новых и новых электроприборов, с началом автомобильной эры устройство сразу же нашло себе место. И теперь автомобиль без аккумулятора просто немыслим. Те rоретически принцип их работы и устройство не изменились, однако на практике со времен Планте и самобеглых колясок по нынешний день аккумуляторы совершили гигант-ский шаг вперед. Прогрессивные технологии изготовления, новейшие материалы – все взято на вооружение и постоянно совершенствуется производителями аккумуляторных батарей (АКБ) для того, чтобы они всегда соответствовали уровню и потребностям современного автомобиля и его владельца.

Atlas
Работающий с 1944 года корейский производитель предлагает линейку моделей, представляющих традиционное для марки хорошее сочетание цены и качества. Одной из наиболее интересных конструкций в гамме выступает Atlas Dynamic Power, относящийся к классу необслуживаемых аккумуляторов. В решетках электродов используются свинцово-кальциевые сплавы, что исключает необходимость в доливе воды и снижает саморазряд при длительном простое батареи. В качестве положительного электрода применена литая решетка, что увеличивает срок службы и надежность. АКБ имеет удобный для визуального контроля встроенный оптический индикатор плотности электролита. Корпус изготовлен из материалов высокой прочности и повышенной жесткости, что делает устройство устойчивым к вибрации и физическим воздействиям. Аккумуляторы данной серии имеют широкий диапазон типоразмеров, включая также ряд специальных версий для стандарта, применяемого на японских автомобилях.

Banner
Все прогрессивные технологии от австрийского производителя нашли применение в модели Banner Uni Bull. Батарея относится к классу необслуживаемых. Применение современных материалов и технологий изготовления позволили добиться высоких эксплуатационных характеристик: для своих габаритов батарея обладает повышенной емкостью и увеличенным пусковым током. Одним их выдающихся качеств аккумулятора стало его конструктивное исполнение: АКБ получила 4 клеммы, что позволило придать ей большую универсальность в применении.

Baren
Для жестких условий эксплуатации с частыми запусками и большим количеством подключаемых электроприборов предназначена модель от другой австрийской фирмы – аккумулятор Baren Profi. В батарее используется сплав свинец-кальций для отрицательной пластины и сплав свинец-сурьма-селен для положительной (т. н. гибридная конструкция), что сокращает потери электролита и снижает саморазряд, продлевая тем самым срок службы. Кроме того, у аккумуляторов данной серии в верхней крышке имеется специальный "лабиринт" для каждой ячейки. За счет этого, во-первых, снижаются потери электролита при вибрациях или в случае переворачивания устройства до 45 градусов относительно нормального положения. Также "лабиринт" отделяет и возвращает обратно содержащиеся в выходящих газах частицы кислоты, которые затем выпускаются через эмиссионное отверстие в крышке. Таким образом, пространство под капотом оказывается защищенным от вызывающих коррозию испарений АКБ, срок эксплуатации которой за счет экономии и возврата электролита значительно увеличивается.

Exide
В гамме американского производителя в качестве примера можно рассмотреть модель Exide Ultra. Это малообслуживаемая аккумуляторная батарея, практически не нуждающаяся в уходе и минимально потребляющая воду. Большее число пластин при меньшей их толщине позволило конструкторам, не увеличивая габаритов, повысить пусковую способность на 30% и обеспечить стабильность работы при больших нагрузках. Также аккумулятор имеет способность к продолжительному сохранению заряда, что позволяет ему выдерживать длительный (до полугода) промежуток между зарядками.

Fiamm
Одним из ярких представителей спектра моделей итальянского производителя выступает батарея Fiamm Original System. В ее конструкции применены "гибридные" технологии: для изготовления отрицательной решетки батареи используется свинцово-кальциевый сплав, а для положительной – сплав из свинца, сурьмы и селена (см. выше). Применение этой идеи позволяет уменьшить потери электролита и саморазряд, увеличивая тем самым срок службы батареи. В устройстве крышки аккумулятора производителем также применена технология "лабиринта" (см. выше), позволяющая снизить испарение и потери электролита и предохраняющая подкапотное пространство от вызываемой этим коррозии. Весьма проработанным и презентабельным выглядит и внешнее исполнение: информативные наклейки, яркие цвета, удобная ручка для переноса.

Катод
Гамму аккумуляторов известной и хорошо зарекомендовавшей себя российской фирмы открывает модель Катод Стандарт. В этой батарее также применены современные "гибридные" пластины: из свинцово-кальциевого (-) и малосурьмянистого (+) сплавов. Особенности АКБ, изготовленных по данной технологии, обеспечивают изделию весьма важные потребительские свойства. При доступной цене такие аккумуляторы имеют хорошие технические качества: способность к восстановлению пусковых характеристик после глубоких разрядов и, при правильной эксплуатации, достаточно длительный срок службы. Прогрессивные технологии использованы и при создании модели Катод Calcium: в решетках и положительных и отрицательных пластин применен свинцово-кальциевый сплав. Это технологическое решение позволяет понизить расход воды до такого уровня, что необходимость в доливе дистиллята при правильной эксплуатации батареи возникает не чаще одного раза в 3-4 года. Также это дает возможность ограничить саморазряд таким образом, что аккумулятор может храниться без подзарядки более 1 года. Одним из важных достоинств является снижение коррозии решеток, за счет чего срок службы увеличивается на 30%. Не менее важное качество – увеличение стартерного тока более чем на 20% по сравнению с обычными батареями.

Optima
Модель Optima Red Top – из новейшей линейки американского производителя, она сегодня задает тон в аккумуляторных технологиях. В производстве применена уникальная технология – рулонных элементов. Вместо пластин, используемых в обычных аккумуляторах, применяются две свитые в рулон тонкие свинцовые ленты с сепаратором из стекловолокна, содержащим кислоту. Благодаря данной конструкции производителю удалось придать АКБ выдающиеся характеристики. Прежде всего – это максимальная мощность запуска двигателя и длительный срок службы. Значительно меньшая толщина свернутых в рулон свинцовых лент позволяет увеличить их активную площадь на 50-100% по сравнению с обычными пластинами свинцово-кислотных аккумуляторов. Конструкция минимизирует сопротивление и обеспечивает равномерное давление по всей поверхности элементов, таким образом гарантируя быструю отдачу энергии и увеличение срока службы. При этом большая площадь поверхности активных элементов еще и сокращает время зарядки. Кроме того, благодаря этой конструкции электролит находится в адсорбированном состоянии, что, в принципе, позволяет устанавливать батарею даже вверх дном. Даже сильные повреждения не могут вызвать утечку электролита и прервать работу батареи.

Varta
В гамме аккумуляторов известной немецкой фирмы модель Varta Blue Dynamic занимает почетное место. Это полностью необслуживаемая батарея, у которой в составе решеток применен уникальный серебряно-кальциевый сплав. Он обладает повышенной стойкостью к коррозии, обеспечивая высокую надежность и длительный срок службы АКБ. Конструкция получила оптимизированную геометрию решетки, и это, при специально разработанном составе активной массы, позволило максимально эффективно использовать материал пластин при больших токах пуска, а также добиться быстрого последующего заряда аккумулятора. В батарее нашла себя и прогрессивная технология "лабиринт", а также был применен особый стеклянный фильтр центрального газоотвода. Это обеспечивает безопасность аккумулятора, исключая возможность взрыва и препятствуя выливанию электролита при переворачивании.

Фоля
В мире аккумуляторов

Дефицита автомобильных аккумуляторов не наблюдается, скорее наоборот: может быть, хотелось, чтобы их было меньше, потому как, даже находясь в здравом уме, очень сложно сделать осознанный выбор. По документам все предлагаемые в продажу аккумуляторы, как импортного производства (или cтран бывшего Советского Союза), так и отечественные, сертифицированы, и по заявленным характеристикам также соответствуют требованиям наших ГОСТов. Так как же выбрать наиболее подходящий аккумулятор для своей машины? На этот вопрос мы и попытаемся ответить.

Как это сделано
Начнем "с азов". Аккумуляторная батарея (АКБ) – источник постоянного тока, работа которого основана на превращении химической энергии в электрическую. Конструктивно АКБ состоит из последовательно соединенных и объединенных в моноблок независимых емкостей, в каждой из которых помещаются решетчатые пластины из сплава свинца и сурьмы, разделенные между собой.
Пластины погружены в электролит – раствор серной кислоты в дистиллированной воде, который для средней полосы России должен иметь плотность 1.27 – 1.28 при +25 С. Наибольшее распространение получили АКБ из 6 банок с номинальным напряжением 12 В.
Все аккумуляторы можно разделить на две группы – требующие обслуживания и необслуживаемые.
В группе необслуживаемых отдельно выделяются батареи, у которых электроды изготовлены с добавлением кальция, сокращенно назовем их "кальциевые". Это разделение условно и связано с технологией изготовления электродов: если по-простому, то чем больше в них нужных добавок, тем меньше выделений газов, и, тем самым, меньше требуется доливать воды.
Поэтому теоретически рейтинг аккумуляторов выглядит так: необслуживаемые-кальциевые, необслуживаемые, обслуживаемые.
Теперь уже мало кто выпускает распространенные ранее черные эбонитовые батареи. Они требовали периодического долива дистиллированной воды, так как она интенсивно выкипала при заряде батареи из-за повышенного содержания сурьмы в электродах.
Со временем появились батареи с уменьшенным в 2-3 раза содержанием сурьмы и добавлением мышьяка, олова и других компонентов. Выделение газов при заряде таких батарей меньше, но добавления дистиллята 1-2 раза в год они все-таки требуют. Эти, так называемые обслуживаемые, батареи относительно недороги, а обычным сроком их эксплуатации можно считать 3-4 года. Следующим шагом в эволюции явились необслуживаемые батареи. Необслуживаемые батареи делятся на два класса – гибридные и кальциевые. Гибридные батареи дороже, чем обслуживаемые, зато рассчитаны минимум на пять лет службы вообще без какого-либо ухода, а необслуживаемые кальциевые батареи должны служить не менее пяти-семи лет.

"Плюс" и "минус"
Запас электролита у необслуживаемых батарей больше, чем у обслуживаемых, темпы "выкипания" ниже. Эти факторы как снимают с автовладельцев "головную боль" по поводу дистиллированной воды, так и продлевают срок службы аккумуляторов. Еще более важным преимуществом необслуживаемых батарей является низкая степень саморазряда в процессе длительного хранения. Если падение напряжения в обычном аккумуляторе, зимующем в теплом помещении, может достигать 15 и даже 20% в месяц, то у необслуживаемых эта величина не превышает 2%(!). Такой постоянно установленный в автомобиле аккумулятор не "сядет" и не промерзнет даже при очень низких температурах. Нет необходимости объяснять, насколько это важно для сохранения работоспособности бортовой электроники и систем управления впрыском топлива. Да и токовая отдача у этих аккумуляторов при запуске двигателя гораздо выше, чем у обслуживаемых.
На первый взгляд не очень понятно, почему при явных преимуществах необслуживаемых батарей производство обслуживаемых достаточно велико. А большая часть батарей, отнесенных самими производителями к группе "необслуживаемых", имеют отверстия для долива воды. Причин тут несколько. Первая, конечно, это цена: обслуживаемые аккумуляторы, как правило, дешевле в производстве, соответственно дешевле и для потребителя.
Другая причина связана с особенностями эксплуатации аккумуляторов. Необслуживаемый аккумулятор предъявляет большие требования к качеству "электрики" автомобиля. Это касается реле-регулятора генератора, который обеспечивает постоянство бортового напряжения не ниже 13.9 В и не выше 14.4В (батарея "боится" перезаряда), "коротышей" в проводке, большого тока утечки, связанного с работой сигнализации и других постоянно включенных систем, а также длительного прокручивания стартера при пуске машины. Кальциевые батареи больше, чем обслуживаемые, боятся глубоких разрядов: если несколько раз подряд полностью разрядить такой аккумулятор, то он может выйти из строя. Необслуживаемый аккумулятор также "не любит" частых запусков мотора, неизбежных в городском цикле.
Кроме того, заряжать необслуживаемые аккумуляторы "традиционным" сетевым зарядным устройством, недопустимо. "Традиционными" мы называем устройства, в которых устанавливается постоянный ток заряда, равный 1/10 емкости батареи, который и поддерживается все время зарядки. Для необслуживаемых батарей требуется зарядное устройство, которое обеспечивало бы сочетание постоянства напряжения на клеммах с ниспадающей до нуля силой тока в течение процесса зарядки.

Что в продаже
В магазинах города представлены батареи разной емкости и разных производителей. Что касается емкости, то разнообразие велико: от 34-амперных "малышей" до 100-амперных "гигантов". Чем больше емкость установленного аккумулятора, тем, как правило, лучше (в разумных пределах). В этом смысле потребителя ограничивают только цена, размеры и тип крепления батареи в конкретной машине.
Возьмем для примера рынок 55-амперных батарей, как наиболее распространенных.
Необслуживаемые батареи импортного производства достаточно дороги (1200-2000 руб.), и они действительно "необслуживаемые"- т.е. не имеют отверстий для долива воды. Поэтому на практике продавцы чаще рекомендуют их владельцам нестарых иномарок (3-7 лет). К ним относятся Varta (Германия), Bosch Silver (Испания). Кстати, добавление "Silver" говорит о еще более прогрессивной технологии – использовании серебра, что значительно повышает коррозионную стойкость решетки. Электрод медленнее разрушается, и срок службы аккумуляторной батареи возрастает более чем на 20%.
Необслуживаемые батареи отечественного производства (или стран СНГ) часто имеют отверстия для долива, они более доступны по цене (900-1600 руб.), и поэтому их предлагают владельцам старых иномарок и новых ВАЗов. Это такие батареи, как ПАЗ (Подольского аккумуляторного завода), Курского завода "Аккумулятор", Tuуmen battery (Тюменского аккумуляторного завода), "Катод" (Санкт-Петербург) и др. Самыми дешевыми являются обслуживаемые батареи, их цена не превышает 1000 руб. ("Лидер", "ЗИД", FIAMM, BOST и др.). Но не всегда цена может точно отражать качество предлагаемого товара – это относится как к отечественным, так и к импортным батареям.

Вопросы выбора
Несмотря на рекомендации продавцов (которые расхваливают не всегда лучший товар), покупатель сам должен быть достаточно "подкован". Поэтому, при одинаковой цене, при выборе аккумулятора следует обращать внимание на пусковой ток (ток "холодной" прокрутки) – чем выше этот параметр, тем лучше. На некоторых моделях указаны два параметра тока – мы говорим не о стандарте EN или SAE, а о ГОСТе, т.е. наименьшем значении. Типовым параметром для верхней ценовой группы следует считать ток силой 400-500А, для средней группы – 300-450А, для нижней – 250-400А. Также немаловажными являются и конструктивные особенности, такие как:
– расположение клемм "+" и "-",
– размеры (ведь понравившийся аккумулятор может быть значительно больше "родного"),
– вес,
– наличие или отсутствие ручки для переноски,
– тип крепления батареи к кузову автомобиля.
Не стоит забывать и о "теоретическом рейтинге" аккумуляторов: обслуживаемые, необслуживаемые, необслуживаемые-кальциевые, а также о целесообразности их использования именно на вашем автомобиле. Кроме этого, при выборе батареи обращайте внимание на дату ее производства: теоретически "прекрасная" батарея при хранении более года в эксплуатации может показать более чем "обычные" результаты.

Напомним…
Независимо от того, какую степень обслуживания имеют аккумуляторы, все они нуждаются в бережном уходе и обслуживании. Минимум раз в год их необходимо подзаряжать сетевым зарядным устройством. Кроме этого, необходимо следить за чистотой самой батареи. Верхняя крышка аккумулятора имеет свойство отпотевать и загрязняться, что вызывает дополнительный саморазряд. Один раз в 3-4 месяца проверьте надежность закрепления батареи.
Не допускайте эксплуатацию батарей в режиме недозаряда, т.е. при напряжении ниже 13.9 В. Длительный недозаряд приводит к глубокой разрядке аккумулятора.
Не допускайте эксплуатацию батарей в режиме перезаряда, т.е. при напряжении выше 14.4В. Напряжение выше нормы приведет к выкипанию воды и повышению плотности рабочей жидкости, разрушению свинцовых пластин, помутнению и потемнению электролита в одной, нескольких или всех секциях батареи. Напряжение выше 14.5В может даже привести к взрыву аккумулятора. Поэтому не реже одного раза в 3-4 месяца тестером проверяйте уровень зарядного напряжения.
Контроль уровня электролита в необслуживаемом аккумуляторе невозможен, поэтому при эксплуатации необслуживаемого аккумулятора особенно важно не допустить перезаряд. Уровень электролита в обслуживаемых аккумуляторах поддерживайте с помощью долива дистиллированной воды.
От правильной эксплуатации во многом зависит надежная работа и срок службы аккумулятора, которые для одной и той же батареи при одинаковой интенсивности езды, но в разных руках могут отличаться разительно.

Фоля
Позитивный заряд

Каждый аккумулятор когда-нибудь отойдет в мир иной, разве что качественный сделает это гораздо позднее. Покупка новой дорогостоящей батареи будет кардинальным решением, но вряд ли поможет найти оптимальный выход из проблемной ситуации, ведь при желании аккумулятору всегда можно подарить вторую молодость. Такие чудодейственные способности демонстрируют специальные зарядные устройства.

Техминимум знаний об АКБ
Аккумуляторы бывают:
1. Традиционные (стандартные), в которых предусмотрен доступ к заливным отверстиям всех секций батареи. Контроль уровня электролита и его плотности рекомендуется проводить раз в 1-2 месяца. Их заряд можно производить любым известным способом.
2. Малообслуживаемые, в которых пробки заливных отверстий сохранены и находятся, как правило, под общей крышкой. За счет использования в решетках электродов кальция вместо сурьмы сокращен электролиз воды, в связи с чем и не проиcходит потеря электролита. Контроль уровня и плотности электролита производится один раз в год.
3. Необслуживаемые, имеющие герметичную крышку. Доступ внутрь АКБ исключен в принципе. Контроль электролита в них не производится.

Обязательным условием использования зарядных устройств для двух последних групп АКБ является ограничение величины напряжения зарядки в 14.5-14.8 В, благодаря чему не происходит электролиз воды с обильным газовыделением, который резко снижает срок службы АКБ.

Зарядка по правилам
Существуют два классических метода зарядки – током постоянной силы и при постоянном напряжении – и разновидности при их комбинировании.
Метод зарядки током постоянной силы
Полный заряд АКБ происходит при подключении ее к источнику тока постоянной силы с напряжением до 16.2 В. Сила тока при 20-часовом заряде берется равной 1/20С, а при 10-часовом – 1/10С, где С – номинальная емкость АКБ. Преимуществом заряда током постоянной силы является возможность полного заряда батареи. К недостаткам относятся: необходимость стабилизации силы тока, обильное газовыделение, возможность повышения температуры.
Метод зарядки при постоянном напряжении
Напряжение источника, к которому подключена АКБ, выдерживается постоянным. В зависимости от величины напряжения ток заряда может достигать вначале заряда значительной силы, а затем по мере зарядки снижается до нуля. Обычно напряжение источника равно 14.4-15 В. Данным методом можно зарядить АКБ до 90-95% номинальной емкости. Недостаток метода – значительный нагрев батареи из-за большой силы тока в начале заряда.
Форсированный метод зарядки
Этот метод применяют для быстрого восстановления работоспособности сильно разряженной батареи. Используют его в основном в автохозяйствах. Недостаток метода – сокращение срока службы АКБ. Форсированный метод зарядки можно применять только для заряда традиционных обслуживаемых АКБ.
Недостаток приведенных выше методов заключается в необходимости контроля параметров заряда – тока, плотности и температуры электролита.
Автоматический метод зарядки
Это оптимальный метод заряда батарей, состоящий из двух этапов. На первом этапе производится заряд АКБ током постоянной силы 0.1С, после того как напряжение АКБ возрастет и достигнет 14.4-14.8 В (напряжения ограничения), дальнейшая подзарядка происходит при постоянном напряжении с автоматически уменьшающимся током. Этот метод исключает отрицательные эффекты, присущие каждому из применяемых методов отдельно. Он обеспечивает автоматическое поддержание оптимальной скорости заряда, не допуская опасного для батареи перенапряжения, приводящего к обильному газовыделению и кипению электролита. При правильно выбранном напряжении ограничение величины силы тока уменьшается до значения, компенсирующего саморазряд АКБ. В этой стадии режим может длиться неограниченно долго, поддерживая постоянную готовность АКБ при ее 100-процентной степени заряженности. За счет автоматического управления всем процессом зарядки данный метод не требует какого-либо контроля.
Кстати, необслуживаемые батареи можно заряжать только от ЗУ, имеющих ограничение зарядного напряжения в 14.5-14.8 В.

Какими они бывают, эти ЗУ
Несмотря на популярность автоматических зарядных устройств, важным потребительским качеством ЗУ продолжает оставаться возможность регулировки тока заряда и индикация его величины. Также полезно иметь и индикацию напряжения, чтобы не переусердствовать в случае зарядки необслуживаемых батарей. Если новые батареи, проработавшие 1-2 года, не столь критичны к току заряда, то более старые для восстановления требуют повышенного напряжения, доходящего даже до 16 В. При этом восстановление батарей требует времени зарядки 24-30 часов. Подытоживая, заметим, что ручная установка тока зарядки и напряжения расширяет возможность использования и применения ЗУ. Большая величина тока заряда ЗУ в 0.3-0.5 С позволит использовать режим быстрой зарядки (всего 45 минут).
Среди зарядных устройств выделим две основные разновидности:
·•стандартные ЗУ;
·•автоматические ЗУ;

Стандартные ЗУ
Используют зарядку АКБ при постоянной силе тока или постоянной величине напряжения.
Характеристики некоторых ЗУ приведены в таблице 1.
Область применения
Периодическая подзарядка АКБ с ручным управлением и контролем процесса зарядки. Обязательно наличие индикаторов величины тока заряда и ручных органов управления. Использование для мало- или совсем необслуживаемых батарей допустимо только при тщательном контроле зарядки.
Потребительская оценка

"Электроника УЗ-ПА"
+ Плавная установка тока, автоматическое снижение тока через 6-8 ч.
- Фиксированное время заряда 10.5 ч. Для продления заряда надо включить/выключить прибор.
"Автоэлектрика Т-1003"
+ Цифровая точная индикация тока и напряжения, большой ток заряда (20 А).
- Ступенчатая регулировка тока.

Автоматические ЗУ
В них применяется двухступенчатая процедура зарядки, предусматривающая на первом этапе заряд АКБ током постоянной силы, а на втором этапе заряд при постоянном напряжении. В результате того, что в ЗУ предусмотрено ограничение величины напряжения заряда, их безбоязненно можно применять для мало- или совсем необслуживаемых батарей. Такие ЗУ не нуждаются в контроле процесса заряда. В лучших из ЗУ внедрен и третий этап – режим хранения, при котором напряжение на АКБ снижается до 13.5-13.7 В (оптимальном для длительного хранения) и автоматически устанавливается ток, компенсирующий саморазряд, что позволяет вообще не заботиться о процедуре заряда и хранения.
Установившиеся традиционные решения в части необходимости индикации величины зарядного тока достаточно "живучи", и потому многие ЗУ используют стрелочную или светодиодную индикацию. Следует отметить удачные и оригинальные устройства "Сонар" (модель 207) фирмы "Деметра", ЗУ "Кулон-105" фирмы "Балтик-Спутник", в которых предусмотрена индикация светодиодами лишь трех состояний зарядки: режима зарядки током постоянной силы, режима зарядки при постоянном напряжении и режима окончания зарядки или хранения. Это можно считать мечтой "чайника", не желающего обременять себя дополнительными данными, полностью доверяя, предусмотренной в этих ЗУ надежной автоматике.
Параметры автоматических ЗУ сведены в таблицу 2, с помощью которой можно произвести при необходимости и выбор соответствующего устройства.
Область применения
Периодическая автоматическая подзарядка АКБ. Органы регулировки тока могут отсутствовать. Для индикации состояния АКБ достаточно иметь 2-3 светодиода. Идеальны для зарядки малообслуживаемых и необслуживаемых АКБ.

"Автоэлектрика Т-1001А"
+ Режим хранения АКБ; ЗУ можно использовать для проверки генератора, реле стартера.
- Светодиодная индикация.
"Кулон 205"
+ Точная цифровая индикация тока и напряжения. Программирование параметров зарядки: тока, напряжения ограничения, времени заряда. Автоматическое отключение.
"Сонар 202/207"
+ Полный "автомат" с простой светодиодной индикацией. Широкие пределы рабочего напряжения сети 150-260 В. Идеален для водителей, не желающих обременять себя "деталями" зарядки.
"Striver 265/325"
+ Ручная регулировка тока. Защита от перегрева встроенным микровентилятором.
- Нет защиты от переполюсовки.

Резюме
Почему-то зарядные устройства не вошли в обязательный арсенал возимых в автомобиле средств, как запаска и насос.
Но к концу жизни АКБ наличие ЗУ в автомобиле становится все более актуальным, причем современные ЗУ настолько малогабаритны, что места для них требуется крайне мало. Ну а в плюсе – продление жизни вашей АКБ. Итак, вооружайтесь и заряжайтесь вовремя!

Фоля
Porsche предложит владельцам спорткаров «спортивные» аккумуляторы


Компания Porsche анонсировала новый спортивный акссесуар для самых спортивных моделей в своей линейке — Porsche 911 GT3, 911 GT3 RS и Boxster Spyder. Речь идет об облегченной аккумуляторной батарее, созданной на основе литий-ионной технологии.

Такой аккумулятор на 10 килограммов легче обычного, емкостью 60 Ah, и весит меньше шести килограммов. При этом, как отмечают в Porsche, новая батарея быстрее заряжается и, значит, меньше нагружает генератор, и выдерживает больше циклов заряда-разряда.

Правда, литий-ионный аккумулятор сохраняет 100-процентную работоспособность только до нуля градусов по Цельсию, а значит для использования автомобиля при минусовой температуре владельцу придется ставить обычную батарею.

Стоимость «спортивного» аккумулятора при заказе с новой машиной составит 1904 евро, а при покупке на уже приобретенный автомобиль — 2499 евро. Заказы в Европе начнут принимать с февраля будущего года.

Фоля
Porsche предложит владельцам спорткаров «спортивные» аккумуляторы

Компания Porsche анонсировала новый спортивный акссесуар для самых спортивных моделей в своей линейке - Porsche 911 GT3, 911 GT3 RS и Boxster Spyder. Речь, как сообщает iСars.sg, идет об облегченной аккумуляторной батарее, созданной на основе литий-ионной технологии.

Такой аккумулятор на 10 килограммов легче обычного, емкостью 60 Ah, и весит меньше шести килограммов. При этом, как отмечают в Porsche, новая батарея быстрее заряжается и, значит, меньше нагружает генератор, и выдерживает больше циклов заряда-разряда.

Правда, литий-ионный аккумулятор сохраняет 100-процентную работоспособность только до нуля градусов по Цельсию, а значит для использования автомобиля при минусовой температуре владельцу придется ставить обычную батарею.

Стоимость "спортивного" аккумулятора при заказе с новой машиной составит 1904 евро, а при покупке на уже приобретенный автомобиль - 2499 евро.

Заказы в Европе начнут принимать с февраля 2010 года.

Rambler's Top100
Это "текстовая" версия, возможен просмотр только основного контента. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2018 Invision Power Services, Inc.