Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: История аэростиля
Форум Автомобилистов авто форум Москва Россия автосалон Автогалерея - покупка и продажа автомобиля, аукцион авто, автомагазин, купить и продать авто новых и бу с пробегом, в том числе в кредит и рассрочку! Срочный выкуп авто в Москве, скупка автомобилей, выкуп машин, автовыкуп! > Статьи и обзоры на автомобильную тематику > Статьи на автомобильную тематику
Фоля
Часть 1

Весной 1948 года, состоялся дебют первой из серии 62 модели Cadillac. С ее появления берет свое начало одно из наиболее радикальных направлений в автодизайне, именуемое аэростилем.

Идея придать автомобилю «самолетные» черты родилась не на пустом месте. Америка переживала в то время экономический подъем. Вторая мировая война дала сильнейший толчок развитию новых технологий. На острие технологического прогресса, естественно, находилась военная авиация. С нею в послевоенной Америке ассоциировалось все самое передовое и совершенное. Авиация вошла в моду.

Вся страна затаив дыхание следила за тем, как герой последней войны ас Чак Егер 14 октября 1947 года преодолевал звуковой барьер на аппарате, внешний вид которого вполне мог бы стать доказательством существования внеземного разума. Начиналась история «проекта X».

Интересно, что разгар «охоты за скоростью» и начало аэростиля хронологически совпадают.

Официальная хроника свидетельствует, что в 1943 году тогдашний вице-президент General Motors по вопросам художественного оформления продукции Харли Эрл организовал экскурсию для своих сотрудников на авиабазу Селфридж. Там он, как утверждают, увидел тяжелый двухмоторный истребитель P-38 Lightning компании Lockheed. Сконструировал его Келли Джонсон, чье имя напрямую связано с успехами Америки в развитии авиации. Кстати, внешне он был весьма похож на Харли Эрла. Вообще по пути технического прогресса Америку часто двигали улыбчивые, со сверкающими лысинами, круглолицые дяденьки средних лет.

P-38 не был лучшим истребителем прошедшей войны, он даже не был лучшим американским истребителем. Скорее всего, внимание шеф-дизайнера GM привлекла довольно редко встречающаяся двухбалочная схема фюзеляжа. Обладая известной фантазией, можно было представить себе окончания задних крыльев автомобиля в виде хвостовых килей самолета. Эта идея вынашивалась 5 лет и воплотилась в Coupe de Ville 1948 года.

В рамках нашей темы нельзя не упомянуть о построенном еще в 1945 году автомобиле Tucker Torpedo, который в истории американского стайлинга до сих пор оценивается неоднозначно. Автор проекта – Томас Престон Такер. В создании модели принимал участие и известный дизайнер Алекс Тремулис. Начинал Тремулис в фирме Duesenberg в 1933 году, он же в 1936 году сконструировал один из красивейших автомобилей эпохи Stream Line – Cord 812.

Tucker Torpedo появился в эпоху, предшествующую аэростилю. Однако некоторые элементы дизайна и конструктивные особенности модели впоследствии станут для этого стиля характерными. Двигатель у Torpedo располагался сзади, и облицовка радиатора спереди была чисто декоративной. Такеру пришла в голову мысль интегрировать ее с бампером. Подобный хромовый наворот станет визитной карточкой американских автомобилей 50-х годов. Компоновка двигателя потребовала разместить облицовку радиатора и сзади. Этот же принцип декоративного оформления применен, например, на Eldorado 1959 года. Просуществует эта схема до начала 70-х. Такер первый использовал стримлайновские объемы задних крыльев под воздухозаборники. (В 50-м году эту идею разовьет Харли Эрл, что приведет в середине 50-х к имитации воздухозаборников современных реактивных истребителей в дизайне автомобилей). И, наконец, кили со стоп-сигналами решены как накладные хромированные элементы стреловидной формы. Из-за бойкота, объявленного Такеру американскими автопроизводителями, на опытный образец пришлось ставить вертолетный двигатель, который помог найти Говард Хьюз, глава фирмы Hughes Aircraft. С 1945 по 1948 годы автору проекта ценой неимоверных усилий удалось собрать лишь 51 экземпляр машины. Предприятие было обречено. Те, кто смотрел фильм Френсиса Форда Копполы «Такер» с Джефом Бриджесом в главной роли, знают эту историю с грустным финалом. Время героев-одиночек прошло. Тем не менее то, что удалось создать Такеру, является примером гениального предвидения.

Итак, в конце 40-х годов перед Харли Эрлом стояла конкретная задача по разработке новых фирменных элементов. Уже упомянутые килеобразные законцовки крыльев оставались «визитной карточкой» Cadillac вплоть до 1950 года, когда аэростиль начал превращаться в массовое явление. Помимо этого, Харли Эрл внес коррективы в пластику «лица» автомобиля. Стала другой облицовка радиатора – ее общая высота уменьшилась, а шаг клетки увеличился. Получившееся сочетание решетки радиатора с фарами и мощным бампером до 1953 года практически не менялось.

Развитие дизайна можно проследить на примере лимузинов серии 75 – в 1949 году они выпускались в традиционно консервативном и в обновленном вариантах. Глядя на эти модели, становится ясно, как создавался и Coupe de Ville. С 1948 года начинают появляться автомобили с принципиально новым типом крыши (Cadillac Coupe de Ville, Buick Rivera, Chevrolet BelAir). По сути это кабриолеты с жестким верхом или двухдверные купе без центральной стойки.

Такая конструкция получила название Hard Top и позднее стала одной из основных отличительных черт нового стиля.

Программным манифестом аэростиля стал Buick Le Sabre. Это детище Харли Эрла было представлено на выставке Motorama в 1951 году. Модель имела огромный успех. Ее образ причудлив, почти карикатурен – шеф-дизайнер GM буквально разрушил все существующие представления о современном автомобиле. Машина была стилизована под новейший реактивный истребитель F86 Sabre, первый полет которого состоялся 18 мая 1948 года. Основа – характерный овальный «воздухозаборник», определяющий в самолете форму фюзеляжа. В автомобиле практических функций этот элемент не выполнял – настоящее радиаторное окно находилось под ним. Оно разделяло линию бампера на два сегмента, каждый из которых заканчивался «пулей» и загибался вверх по направлению к хромированному пятаку облицовки «воздухозаборника». «Пули» напоминали фрагменты ракетного вооружения F86. Подобный элемент дизайна является еще одной важной особенностью аэростиля, первых двух его этапов.

Еще одно серьезное нововведение, которое стало отличительным признаком стиля, – это панорамное лобовое стекло. Оно напоминает растянутую переднюю часть авиационного фонаря.

Считалось, что панорамное стекло увеличивает обзор. Однако из-за большой кривизны левого и правого краев часть окружающей действительности воспринималась сидящими внутри в искаженном виде.

И, наконец, самое главное – характерные пропорции кузова. Передние и задние крылья неимоверно растянуты. Огромный задний свес. Тяжеловесные задние крылья, имитирующие авиационные воздухозаборники, заканчиваются аэродинамическими килями, в которые вмонтированы причудливой формы стоп-сигналы.

P.S.
Фоля
Часть 2

В 1950 году, наконец, зашевелились и конкуренты. На Chrysler работа закипела с приходом Вирджила Экснера, чей талант в полной мере раскроется во второй половине 50-х. Именно Экснеру компания Chrysler обязана неповторимым фирменным стилем. В 1951 году результатом его работы стал Dream Car K310. Эта модель стоит особняком в истории американского автодизайна. По характеру обводов автомобиль скорее напоминает «европейца», и только «зловещая» пластика облицовки радиатора и приспущенные верхние «веки» фар выдают в нем «американца». К этому образу Chrysler еще вернется в середине 90-х годов. Вирджил Экснер наиболее точно определил тенденции в развитии формообразования кузовов спортивного купе. Ответом на К310 послужил разработанный Харли Эрлом к 1953 году Chevrolet Corvette. С появлением спортивного купе Corvette открывается новая страница в истории автомобилей этого класса.

В 1952 году в гонку аэростиля включается Lincoln, дизайн-бюро которого в то время возглавлял Элвуд Энджел. Построенный под его руководством новый вариант двухдверного купе является развитием Cosmopolitan 1949 года. Модель 1952 года имеет практически линейное образование килей задних крыльев, изысканно решен блок стоп-сигналов, заведенных с бампером в единый объем. В одном стиле с задними крыльями выполнен и воздухозаборник. Его передняя кромка расположена под отрицательным углом, и своей формой он напоминает соответствующие элементы истребителя F4 Phantom II. Cosmopolitan 1952 года с подчеркнутой линейностью обводов своего кузова – предтеча нового направления внутри аэростиля, которое условно можно назвать ракетным стилем. С 1959 года эту линию начнет усиленно разрабатывать Chrysler.

Но это в будущем, а в начале 50-х в аэростиле «правят бал» модели Cadillac, которые «раздулись» до совершенно неимоверных размеров. Наблюдается общая тенденция к увеличению высоты борта, посадка автомобиля становится ниже. Постулат, что объем капота должен доминировать над объемами крыльев, казался незыблемым. Человек, находившийся за рулем, например, Eldorado 53-го года, буквально утопал в салоне. Впрочем, американцам это нравилось. В южных штатах, где машины и шляпы традиционно самые большие в Америке, открытый Cadillac стал популярнейшей моделью. Последним писком моды считалось наличие в салоне, помимо лампового приемника, еще и проигрывателя на 45 оборотов. Размещался он под бардачком. Автомобиль весил более двух тонн, и управлять им было тяжеловато. Всего в 1953 году было выпущено 532 экземпляра Eldorado Convertible. Стоили они 7750 долларов. Для сравнения: четырехдверный лимузин серии 60 Special стоил 4305 долларов, и в тот же год их произвели в количестве 20.000 штук. Всего же за 1953 год Cadillac выпустил около 107.000 автомобилей трех серий – 62, 60 и 75.

Помимо Corvette и Eldorado, в 1953 году Харли Эрл продемонстрировал Buick Skylark – одну из элегантнейших машин этого года. Свободная трактовка хромированного молдинга визуально облегчала автомобиль, который весил около двух тонн. Реклама гласила, что «Skylark рожден для улиц Беверли Хиллз». Эти машины вышли небольшой серией в 1690 экземпляров и на сегодняшний день являются редкостью.

Надо сказать, что на американском рынке тех лет были представлены не только роскошные представители аэростиля – признанные шедевры автодизайна. Характерные черты стиля прослеживались и в «народных автомобилях» ценою не более двух тысяч долларов. Собственно, на долю этих «скромных героев» и приходилась основная масса продаж. Dodge Coronet 53 по праву можно считать таковым. (Модель Plymouth с точно таким же кузовом называлась Savoy). Всего за 1953 год Dodge произвел 293.714 машин.

Нельзя не упомянуть, что на рубеже 40-50-х годов все еще продолжались работы и в рамках Stream Line. В 1948 году фирма Studebaker представила творение Раймонда Лоуи – модель Commander. Лоуи, возможно, единственный дизайнер, который еще в 40-е годы понял: лобовое стекло разделять центральной перемычкой нецелесообразно, что и продемонстрировал на примере Commander. Тогда это было откровением. Автодизайну еще предстояло пройти через панорамные стекла аэростиля, прежде чем машины примут эргономически верные очертания. Данный автомобиль занял достойное место в экспозиции Нью-Йоркского музея современного искусства.

P.S.
Фоля
Часть 3

В 1949 году отделение Mercury компании Ford выпустило на рынок знаменитый Club Coupe 49 – классического представителя позднего стримлайна. Его кузов, разработанный с применением новых пластических ходов, получился настолько удачным, что производился почти без изменений до 1951 года. Мускулистый, с плавно перетекающими друг в друга объемами, автомобиль побил все рекорды популярности: при цене $1979-2716 в 1949 году было продано 301.319 экземпляров.

Cadillac, например, выйдет на этот уровень лишь в 1973 году.

Дизайнеры Mercury вводили элементы аэростиля в конструкцию машин постепенно.

Изящество пропорций Club Coupe 49 в сочетании с аккуратным использованием этих элементов дали миру красивейшие кузовы Montclair 52 (Hard Top) и четырехдверного седана Monterey 53.

О популярности Mercury начала 50-х свидетельствует тот факт, что автомобили этой марки до сих пор остаются флагманами американского стрит-роддинга.

Автомобиль в Америке – неотъемлемая часть массовой культуры. На примере этой страны особенно заметно, как любые перемены в состоянии умов и ритме жизни коррелируют с изменениями в автодизайне. Аэростиль, возникший на волне интереса к авиации, вполне соответствовал ситуации, сложившейся во второй половине 40-х годов в Америке. Это пора расцвета Голливуда и музыки кантри, время Джина Отри, Боба Вилса, Хэнка Вильямса, чьи песни исполняли все, кто хотел завоевать популярность.

Но уже в 1952 году в Кливленде, штат Огайо, подростки настраивали свои приемники на местную радиостанцию WJW, где бесноватый Алан Фрид колотил телефонной книгой по столу в такт песен мало кому известного тогда Билла Хейли. То, что исполнял Билл Хейли, пока еще носило название «вестерн свинг», хотя слова «рок-н-ролл» частенько проскакивали в его песнях.

Весной 1953 года в мемфисскую студию Sun Records зашел, чтобы записать две баллады на собственную любительскую пластинку, 18-летний водитель грузовика. Звали водителя Элвис Пресли... Наступала эпоха рок-н-ролла. А в аэростиле появляется новое направление – «ракетный стиль» – соответственно более стремительное и агрессивное.

P.S.
Фоля
Часть 4

Cadillac Fleetwood Series 60 Special Sedan. 1954 год.
В 1953 году тридцать четвертым президентом Соединенных Штатов Америки стал Дуайт Дэвид Эйзенхауэр. Проведенные им реформы в области развития свободного рынка, а также реорганизации вооруженных сил оказали существенное влияние на всю экономику Америки второй половины 50-х – начала 60-х годов. Президент понимал толк в автомобилях. Доподлинно известно, что, например, во время совещания высшего командования НАТО в Париже Эйзенхауэр разъезжал на Buick Le Sabre 1951 года, о котором подробно рассказывалось в первой части нашего повествования.

Дуайт Эйзенхауэр пробыл на посту президента два срока, с 1953 по 1961 год. Теми же хронологическими рамками можно обозначить и период расцвета аэростиля. Прошедшая в 1953 году выставка достижений американского автопрома Motorama показала, что все ведущие производители автомобилей осознали необходимость развития авиационной стилистики.

В 1954 году в рамках аэростиля появляются новые инженерно-технические и пластические решения. Примером наиболее взвешенного и утонченного подхода к аэростилю может служить представленный в том году модельный ряд марки Cadillac. А Cadillac Fleetwood Series 60 Special Sedan, пожалуй, можно считать самой красивой машиной 1954 года.

Cadillac Sedan De Ville Series 62. 1956 год.BR>
В отличие от моделей 1953 года, автомобили нового ряда имели переработанную облицовку радиатора. Отчетливо прослеживается тенденция к замельчению декоративной пластики и более тщательной ее проработке, что визуально облегчило машины. Это было основным направлением в поиске новых вариантов облика автомобилей, который становится все более причудливым и изощренным. Также с 1954 года на моделях Cadillac появляется характерный для аэростиля декоративный элемент, имитирующий авиационные жалюзи – он хорошо различим на задних крыльях. Этот элемент будет использоваться дизайнерами вплоть до 1961 года, т.е. до заката аэростиля.

Компания Ford в 1954 году продемонстрировала новое оригинальное решение кузова Hardtop. На модели Skyliner крыша была выполнена из прозрачного зеленого плексигласа. Идея «летней оранжереи» пришлась по вкусу американским покупателям – автомобили с крышами такого типа пользовались тогда большим успехом.

Военная авиация тем временем не «стояла на месте» – продолжались работы по «проекту Х». 9 февраля 1954 года состоялся испытательный полет первого в истории сверхзвукового истребителя F-104 Starfighter. Естественно, аэродинамические обводы такого самолета были радикально новыми.

Столь важное событие не могло не оказать влияния на развитие формообразования аэростиля. Обводы кузовов становятся соответственно более стремительными и пропорционально вытянутыми.

Cadillac Fleetwood Series 60 Special. 1955 год.
1955 год ознаменовался появлением одного из самых красивых автомобилей эпохи аэростиля, наиболее полно отвечавшего концепции Харли Эрла (Harley Earl). Это модель Fleetwood Series 60. Автомобиль имеет почти идеальную прорисовку кузовных линий. Обликом он напоминает Eldorado 1953 года. Скрупулезнейшая проработка мелких деталей кузова переводила эту машину в разряд дорогих игрушек. Некоторые декоративные элементы сделаны не традиционно хромированными, а анодированными под золото. Со своей изысканной моделировкой декоративной облицовки радиатора, а также неповторимыми по пропорциям пулями Fleetwood Series 60 1955 года занимает достойное место в ряду шедевров американского автодизайна. Машины этой серии выпускались в 1955 и 1956 годах (соответственно 18.300 и 17.000 экземпляров).

Cadillac Fleetwood Series 60 Special. 1959 год.
Совершенствовать удачный дизайн модельного ряда 1955 года оказалось делом непростым. На моделях 1956 года декоративная облицовка радиатора становится еще более сложной. Передние пули объединяются стреловидным фрагментом бампера и расчленяют окно радиатора на две части, что не могло не сказаться на формировании общего образа автомобиля. Композиция получилась весьма дробной. Несмотря на это, облик автомобилей очень выразителен. Особый интерес вызывает пластическое решение заднего крыла. Найденные линии киля и форма заднего бампера напоминают хвостовое оперение уже упомянутого истребителя F-104. Следует отметить, что модели 1956 года – последние, чьи хвостовые кили несут хоть какую-нибудь функциональную нагрузку – в них вмонтированы стоп-сигналы. В дальнейшем принцип их расположения будет иным.

Примером своеобразного подхода к аэростилю является выпущенный в 1956 году Lincoln Premier. Вместо плавной лекальной прорисовки кузова, свойственной автомобилям Cadillac, здесь имеет место подчеркнутая линейность обводов. Особого внимания заслуживает соответствующее геометрическое решение декоративной решетки радиатора. Найденный художественный прием будет широко применяться в последующую эпоху линейного конструктивизма. Подобным же образом решены и крылья. Несмотря на формальную принадлежность к аэростилю, Lincoln Premier лишен основных декоративно-пластических его атрибутов. Автомобиль не имел характерных пуль на переднем бампере, аэродинамические кили на задних крыльях практически отсутствовали.

Cadillac Eldorado Brougham. 1957 год.
Существенные изменения произошли в гамме Eldorado. С появлением закрытой версии каждой из двух модификаций потребовалось собственное имя. Открытая версия стала называться Eldorado Biarritz, а купе – Eldorado Seville. Еще в 1955 году на Motorama была представлена экспериментальная модель Eldorado Brougham. В дальнейшем эти автомобили стали самыми эксклюзивными в модельном ряду марки Cadillac. Они строились практически вручную, поштучно, строго по заказу. Однако числились серийными и входили в каталоги 1957п1958 модельных годов. В 1957 году было произведено 400 экземпляров этих машин, а в 1958 – и того меньше: лишь 345.

Будет уместно упомянуть тот факт, что в 1959 году производство Eldorado Brougham было перенесено из Детройта в Италию. Теперь эксклюзивная модель собиралась в кооперации с известным итальянским ателье Pininfarina. Прекращение этого сотрудничества в 1961 году нанесло серьезный ущерб репутации автомобилей марки Cadillac, известных как лучшие в мире.

В 1957 году на фирме Cadillac существенно пересматривают концепцию аэростиля. Фантазия Харли Эрла поистине безгранична. В дизайне нового Eldorado Brougham используются мотивы океанского лайнера. Заново и полностью прорисован кузов. Стали иными основные пропорции автомобиля. Увеличиваются дорожный просвет и общая длина. Впервые тяжеловесные круглые фары заменяются более легкими, сдвоенными, объединенными козырьком крыла. Наиболее характерным и самым выразительным пластическим элементом традиционно остается форма заднего киля, который теперь выглядит более стремительным и легким. Заостренный стреловидный киль, замыкающийся элегантной пулей, напоминает хвостовое оперение сверхзвукового истребителя, но вместе с тем ассоциируется и с носовой частью океанского лайнера. Полученная в результате визуально облегченная конструкция кузова стала основой для дальнейших творческих поисков. Eldorado Brougham 1957 года – классический представитель аэростиля периода расцвета. В нем нет той вычурности и декоративной перенасыщенности, которая будет свойственна моделям 1959 года. Автомобиль выполнен с почти античным чувством меры.

P.S.
Фоля
Часть 5

Chrysler 300 C. 1957 год.
В том же 1957 году появляется шедевр другого гения американского автодизайна – Вирджила Экснера (Virgil Exner). Новый Chrysler 300 С развивает ту же идею автомобиля-лайнера. Кузов решен в более скупом и выдержанном стиле, что является отличительной особенностью моделей Chrysler. Помимо своих незаурядных художественных достоинств, автомобиль отличается и большим количеством инженерно-технических находок, вызывающих интерес у специалистов и по сей день.

Dodge Royal 2-door Sedan. 1957 год.
Нельзя не упомянуть и о двухдверном седане Dodge Royal, проработка задних крыльев которого в сочетании с оригинальным решением стоп-сигналов свидетельствует о том, что и ракетное направление в аэростиле развивается. Помимо этого, Dodge Royal отличается очень интересной двухцветной комбинацией окраски кузова.

Можно с уверенностью сказать, что 1957 год для американских автодизайнеров был более чем удачным. Остается только завидовать покупателям тех лет, у которых, видимо, буквально разбегались глаза: спортивный Chevrolet Corvette, двухдверный хардтоп Bel Air, Oldsmobile 88, Mercury Monterey, Pontiac Bonneville, Imperial Le Baron и, конечно же, De Soto Fireflite Sportsman... Все вышеперечисленные автомобили были выполнены на высочайшем художественном уровне. Расширенные модельные ряды основных производителей способны были удовлетворить самого взыскательного клиента.

Основные изменения в области автомобильной моды в 1958 году произошли в дизайн-бюро отделения Cadillac. Дизайнеры, ведомые Харли Эрлом, первыми взялись за разработку аэростиля и неизбежно первыми же должны были столкнуться с проблемой его кризиса, хотя только в 1961 году окончательно станет ясно, что это направление себя изжило. На примере модели Eldorado Biarritz 1958 года прослеживаются первые тревожные тенденции. Автомобиль вышел слишком помпезным, с большим количеством декоративных элементов, функционально бесполезных. При своих огромных размерах он походил на спортивный Chevrolet Corvette, что выглядело не совсем уместно. Кроме того, в 1958 году Cadillac отличился тем, что разработал один из последних своих фирменных, характерных для аэростиля, элементов дизайна. Появляется знаменитая облицовка радиатора, состоящая из гильзообразных анодированных сегментов. Модель 1958 года имела 76 выполненных с особой тщательностью «золотых» гильз. Такой принцип формообразования облицовки радиатора сохранится почти без изменений до 1962 года.

В 1958 году произошло важное для истории военной авиации событие. 27 мая состоялся первый испытательный полет ставшего впоследствии знаменитым двухместного сверхзвукового истребителя компании McDonnel Douglas. Самолет получил название F-4 Phantom. Он, кстати, до сих пор состоит на вооружении в странах НАТО. Разработка нового чудо-истребителя велась в строжайшей тайне, так что дизайнеры автомобильных компаний какое-то время даже не подозревали об этом. И если обычно почти все мало-мальски значительные «авиановшества» становились темой для упражнений в области автодизайна, то в данном случае этого не произошло. «На людях» F-4 появился лишь в 1964 году, с началом войны во Вьетнаме. К этому времени аэростиль станет уже неактуальным, и от него останутся лишь узкие килевидные законцовки задних крыльев. Здесь хочется отметить поразительную интуицию дизайнеров отделения Lincoln компании Ford, которые умудрились еще в 1952 году, видимо, «прочувствовав» как следует тенденции в развитии самолетостроения, разместить на задних крыльях модели Cosmopolitan элементы, очень сильно напоминающие воздухозаборники F-4.

Cadillac Fleetwood Series 60 Special. 1959 год.
1959 год оказался решающим в истории аэростиля. В этот год появляются самые значительные произведения мастеров автодизайна. Это своеобразная эпоха барокко, уместившаяся в 365 дней. Отличительной чертой данного этапа аэростиля становится принцип типового дизайна. Например, у всех моделей Cadillac «одно лицо» – еще один признак «кризиса жанра». Тем не менее, машины Cadillac образца 1959 года до сих пор являются одними из самых красивых произведений американского автодизайна, а наиболее заметным среди них по праву можно считать Fleetwood Sixty Special. Автомобиль имеет великолепное обрамление из многоярусных молдингов и буквально ломится от количества хромированных вставок. Только передняя облицовка радиатора насчитывает 128 хромированных гильзообразных сегментов. На смену обтекаемым аэродинамическим пулям пришел цельнообъемный бампер со встроенной в него оптикой. Задний стоп-сигнал – прямой намек на форсажную камеру реактивного истребителя. Разросшиеся до неимоверных размеров «авиационные» кили в сочетании с огромным задним свесом напоминают скорее плавники дельфина, что придает образу машины отчетливые футуристические черты. Абсолютно непонятное функциональное назначение пластических элементов делало облик автомобиля весьма загадочным для обывателя, в результате чего последнему казалось, что перед ним – автомобиль будущего. Однако среди этого сверкающего великолепия имеется одно многозначительное новшество. Впервые объемы капота и крыльев объединены и образуют единую плоскость. И это признак того, что эпоха линейного конструктивизма уже не за горами.

Buick Electra Convertible. 1959 год.
Надо сказать, что в 1959 году конкуренты концерна General Motors дышали ему в затылок. Модели Chrysler и Ford по уровню кузовного дизайна не уступают лучшим моделям Cadillac, а в отдельных случаях даже выглядят предпочтительней. Кабриолет Buick Electra например, имеет более изысканные обводы кузова. А объединяющая и подчеркивающая силуэт кузова линия молдинга в сочетании с агрессивным разлетом фар делает его облик более динамичным. В результате Buick Electra, этот представитель ракетного направления, не выглядит таким напыщенным, как, скажем, Cadillac Eldorado. Да и вообще, становится очевидным, что потенциал остался лишь у ракетного направления аэростиля. Понимая это, прежде всего на него делают ставку большинство дизайн-бюро. Подтверждением этому служат появившиеся в 1959 году модели: De Soto Fireflite Sportsman Hardtop, Chrysler 300 E, Chevrolet Impala, Ford Thunderbird и многие другие. Справедливости ради заметим, что и среди представителей ракетного направления были «автомобили будущего». Таким нагромождением малопонятных декоративных элементов кажется, например, Dodge Custom Royal.

Подведем итоги. Обзор модельного ряда 1959 года позволяет сделать вывод, что из аэростиля к этому моменту было выжато практически все. Требовались художественное переосмысление пластики кузова и новая концепция автомобильного дизайна. Однако подобные творческие поиски в условиях жесточайшей конкуренции неизбежно привели бы к резкому падению спроса. Единственным верным выходом из создавшейся ситуации было движение по пути наименьшего сопротивления: надо было попытаться найти новые идеи внутри аэростиля – переосмыслить ракетное направление.

P.S.
Фоля
Часть 6

Cadillac Series 62 Coupe De Ville.1964 год.
Для американского автомобильного дизайна первая половина 60-х годов – время заката аэростиля, в недрах которого тогда зародилось новое направление в художественном конструировании – линейный конструктивизм. События, произошедшие в это десятилетие, навсегда изменили лицо современного мира.

Человечество шагнуло в эру освоения космоса, авиация в своем развитии постепенно подбиралась к своему практическому потолку. Становилось ясно, что американский автомобильный дизайн будет развиваться самостоятельно, уже без оглядки на нее. Кроме того, престижу американской военной авиации в 1960 году был нанесен существенный урон: 1 мая 1960 года в районе Свердловска был сбит самолет-разведчик U-2 – творение гениального авиаконструктора Келли Джонсона. 1960 год – последний, когда в американской автомобильной моде еще доминировал аэростиль. В этот год появляются последние его шедевры.

Cadillac Series 60 Special Hardtop Sedan. 1960 год.
О кризисе стиля свидетельствовал, например, представленный модельный ряд Cadillac. Наиболее интересный автомобиль Hardtop Sedan Series 60 Special представлял собой копию модели 1959 года. Изменения претерпели только хвостовые кили, которые были теперь решены в ракетном стиле – как на автомобилях Chrysler второй половины 50-х годов. Несмотря на все проблемы, связанные с творческими поисками новых пластических идей, объем продаж подскочил до рекордной отметки. В 1960 году было продано 158.940 автомобилей. Для сравнения: итоги 1959 года – 138.257 машин. Факт говорит сам за себя – модельный ряд 1959 года оказался столь удачным, что придумывать ему какую-либо альтернативу было нецелесообразно.

Dodge Matador. 1960 год.
Если сравнивать модельные ряды 1960 года концерна General Motors и Chrysler, то становится очевидным, что по выразительности дизайна автомобили De Soto, Dodge, Chrysler Imperial превосходят Cadillac, Oldsmobile, Buick.

Одни из красивейших автомобилей 1960 года – модельный ряд отделения Dodge. Модели Dart, Polara, Matador радикально отличались от всего существовавшего ранее, даже от модельного ряда Dodge 1959 года. В 1960 году объем продаж компании Dodge увеличился вдвое и составил 411.666 автомобилей. Глядя на изысканные обводы кузова Dodge Matador, ни за что не скажешь, что в аэростиле наступил кризис. Скорее – период расцвета аэростиля для концерна Chrysler тогда еще не закончился. Dodge Matador Hardtop Coupe 1960 года – достойнейший образец рассматриваемой эпохи.

De Soto Adventurer. 1960 год.
В истории концерна Chrysler 1960 год был отмечен печальным событием: окончательно разорилась и прекратила свое существование компания De Soto. В 1960 году было выпущено всего 19.411 машин. Несмотря на неизбежность финансового краха, дизайнеры отделения De Soto в 1960 году успели на базе Chrysler Windsor выпустить удивительно красивый автомобиль Adventurer. Кузов имел нехарактерный для аэростиля покатый задний свес и оригинальное решение стоп-сигналов, интегрированных в хвостовые стреловидные кили. Характер пластики хромированного обрамления стоп-сигналов напоминал декоративные решения электробытовых приборов того времени, что придавало модели несколько кокетливый вид. 30 ноября 1960 года производство было остановлено, а De Soto Adventurer остался памятником славной компании, просуществовавшей 15 лет.

Крайне интересен представленный в том же году Chrysler Imperial Hardtop, кузов которого решен в лучших традициях позднего аэростиля. Богатство декора и тяжеловесность форм – своеобразный ответ марке Cadillac. В таком автомобиле неплохо бы смотрелся, к примеру, император эпохи заката Римской империи. Как и большинство моделей Chrysler, Imperial Hardtop имеет интегрированные объемы запасного колеса и багажника. Своеобразная пластика «лица» автомобиля создает жутковатый образ – разинутой пасти какого-то монстра. Это один из последних представителей классического периода аэростиля.

Выпущенный в том же году Chrysler 300F существенно проигрывал в дизайне моделям 300D 1958 года и 300C 1957 года. Кузов его потерял былую индивидуальность и стал походить на кузов модели New Yorker, который, в свою очередь, был теперь не таким дробным и обладал весьма динамичными и агрессивными обводами, характерными для 300D.

Дизайнеры отделения Oldsmobile в 1960 году делают первые шаги в сторону переосмысления пластики аэростиля. Плодом этих поисков стала модель Super 88. Здесь отчетливо прослеживается тенденция трансформации ракетного стиля в направлении линейно-плоскостных решений. Удачные стилистические ходы – например, пластическое решение заднего бампера – определят направление будущих концептуальных поисков. Своеобразные горизонтальные хвостовые кили образуют принципиально новую форму багажного объема. Крылья и объем капота объединены в общую плоскость. Эти находки дизайнеров Oldsmobile в дальнейшем лягут в основу линейно-конструктивного стиля.

Ford Galaxie Starliner. 1960 год.
Подлинный прорыв в автомобильном дизайне осуществили стилисты компании Ford. С появлением модели Galaxie Starliner 1960 года открывается новая страница в истории автодизайна. Это своеобразный переход от аэростиля к облику «нового автомобиля» второй половины 60-х и всех 70-х годов. Самый узнаваемый из присутствующих здесь элементов аэростиля – крыша Hardtop, панорамное стекло которой стало менее изогнутым и эргономически более верным. Практически все элементы пластики аэростиля подверглись существенным изменениям. Одним из главных нововведений является объединение радиаторной решетки и фар в одну плоскость. Общая геометрия кузова подчинена принципу плоскостного обобщения объемов. За счет этого получено новое пластическое решение кузова – визуально более простое и технологически совершенное. С 1961 года эту идею подхватят дизайн-бюро всех крупных автомобильных компаний.

Cadillac Series 62 Convertible. 1961 год.
Не исключение в этом смысле и новый модельный ряд Cadillac. Дизайн модели Series 62 Convertible 1961 года представляет собой симбиоз ракетного стиля и новых пластических тенденций. Деликатное декоративное решение хромированных молдингов в сочетании с линейной прорисовкой кузова придает автомобилю удивительную динамичность.

P.S.
Фоля
Часть 7

Cadillac Series 62 Convertible. 1961 год.
Особенно удалось дизайнерам из команды Харли Эрла пластическое решение задней части автомобиля. Удивительно хороши необычной формы задние стоп-сигналы, которые видоизменяются с каждым новым модельным годом. Модель Eldorado в 1961 году выпускается только в одной версии – Biarriz Cabrio-Coupe.

Dodge Dart. 1960 год.
Тогда же появляется весьма любопытный автомобиль Dodge Dart Phoenix, который стоит особняком в истории американского автодизайна. Новаторское пластическое решение кузова свидетельствует о постоянных поисках в рамках аэростиля. Кузов модели имеет слегка зализанные, не свойственные этому стилю обводы. Плоскость радиаторной решетки изогнута в обратную полусферу, что придает машине крайне необычный вид. Особого внимания заслуживают нетрадиционно решенные задние кили, которые напоминают оперение стрел и расположены под обратным аэродинамическим углом. Модель выпускалась и в открытой версии – под названием Dart Polara.

Самым красивым автомобилем 1961 года по праву считается детище Харли Эрла, Chevrolet Corvette. Двухместный открытый спортивный кузов решен в лучших традициях аэростиля конца 50-х годов. Машина не имеет хвостовых килей, но хуже от этого не становится. Corvette первой половины 60-х годов до сих пор остается одной из самых популярных спортивных марок Америки.

В 1962 году происходят существенные изменения в области формообразования кузовов. Меняется форма крыши схемы Hardtop. Поверхность крыши теперь практически плоская, лекальное искривление – минимальное. Задняя стойка очень массивная, лобовое и ветровое стекла – почти плоские. Панорамные стекла 50-х годов ушли в прошлое.

Ford Thunderbird. 1962 год.
Характерным представителем аэростиля образца 1962 года является Ford Thunderbird. Его кузов воплотил в себе самые передовые дизайнерские решения того времени. Автомобиль имеет характерное ребро, объединяющее передние и задние крылья с подоконной линией. Особого внимания заслуживает решение заднего свеса, который напоминает сопло мощной ракеты. 12 апреля 1961 года с криком «Поехали!» наступила новая эра в истории человечества. С 1961 года мода на авиацию сменяется модой космической. Все самое передовое теперь ассоциируется с космонавтикой. Модель Thunderbird – не исключение. Достаточно беглого взгляда на «лицо» машины, чтобы уловить новые «космические» тенденции в пластике радиаторной решетки, стремительной прорисовке бампера. Кузов получился очень выразительным и легко узнаваемым. Компания Ford одной из первых начала формировать облик автомобиля 60-х годов.

Mercury Meteor Custom. 1962 год.
В том же направлении двигалось и другое отделение компании Ford – Mercury, которое представило модель Meteor. Машина не имела столь уж откровенного «космического» имиджа, но прорисовка кузова решена здесь в том же линейном ключе. К тому времени из всех многочисленных элементов аэростиля все еще применялись только кили задних крыльев, но и они постепенно вырождались – становились все более низкими.

Dodge Custom 880. 1962 год.
Представленный в 1962 году Dodge Custom 880 являлся удачной переработкой идеи модели Dart Phoenix. Колесная база его была увеличена – пропорции автомобиля стали более гармоничными. Скругленные формы кузова подтверждают, что концерн Chrysler шел своим путем в поисках образа «нового автомобиля». Свой вариант представило и другое отделение концерна Chrysler – Plymouth. Это Valiant 1962 года – дальнейшее развитие модели 1961 года.

Valiant – редкий пример поисков новой эргономической схемы компоновочного решения. Объем салона был увеличен по отношению к общим пропорциям кузова. В результате объем багажника уменьшился. Подобный рациональный метод компоновки свойственен скорее европейской, нежели американской инженерной школе, что в сочетании с агрессивной и сложнообъемной пластикой кузова смотрится несколько нелепо.

К 1964 году свое видение облика «нового автомобиля» продемонстрировала компания Cadillac. Новый Coupe De Ville Series 60 выглядит как вполне сложившийся представитель раннего линейного конструктивизма. Дизайнерам Cadillac удалось модернизировать прежнюю композиционную схему «лица» машины в новом пластическом ключе. Количество хромированных декоративных элементов резко сократилось, что положительно сказалось на внешнем облике модели. Подлинной находкой выглядит найденное решение компоновки задней части. Узкие задние крылья, завершающиеся килеобразными стоп-сигналами, останутся характерным признаком марки вплоть до конца 80-х годов. В таком виде авиационные кили аэростиля просуществуют всю эпоху линейного конструктивизма.

Chrysler Imperial Le Baron. 1964 год.
В том же 1964 году закончился процесс формирования облика современного автомобиля в дизайн-бюро компании Chrysler. Появляется сразу несколько заслуживающих внимания моделей. Сhrysler 300K исполнен в лучших американских традициях автомобиля-крейсера: длиннобазный, с огромным багажным объемом, он полностью отвечал запросам американского потребителя. Chrysler Imperial Le Baron 1964 года – подлинный шедевр автомобильного искусства. Творение знаменитого Вирджила Экснера, Imperial Le Baron вошел во многие учебники по автомобильному дизайну. Изысканные решения декоративной пластики бампера и облицовки радиатора и особенно – пластика багажного объема являлись достойным примером для подражания.

На примере Plymouth Barracuda середины 60-х годов можно проследить развитие спортивного купе. Кузов автомобиля сохраняет кили задних крыльев как дань памяти эпохе аэростиля. Подобное общее компоновочное и пластическое решение будет свойственно автомобилям данного класса на протяжении всех 70-х годов.

Checker Marathon. 1962 год.
В 1965 году появляется легендарный Checker Marathon. Это автомобиль-долгожитель эпохи аэростиля. Спроектированный как такси, он до сих пор находится в строю. Автомобиль уникален тем, что, будучи выпущенным в 1965 году, он сохранил в себе американские традиции дизайна первой половины 50-х годов.

Chrysler Newport Cabrio. 1965 год.
Рассказ об истории аэростиля в Америке уместнее всего завершить 1965 годом. Основная концепция «нового автомобиля» была практически сформулирована. Пластические элементы бампера и горизонтальные завершения задних крыльев, перешедшие из аэростиля в линейно-конструктивный, постепенно вырождались. Наглядным примером тому служит модельный ряд Chrysler: Newport Cabriolet, New Yorker, Imperial Crown. Эти модели копировали друг друга и отличались только качеством отделки. Отметим, что в тот год объем продаж компании Chrysler достиг рекордной отметки – 224.061 автомобиль.

История аэростиля подошла к своему логическому завершению. Как направление автомобильного дизайна он постепенно сошел на нет, медленно вытесняясь линейно-конструктивным стилем. Отдельные элементы аэростиля сохранились до середины 80-х годов, пока полностью не исчезли под давлением аэродинамического направления. В 90-х годах были предприняты отдельные попытки переосмысления идеи аэростиля на концептуальном уровне, но это – тема отдельного исследования.

P.S.
Фоля
Часть 8

De Soto Adventurer II Coupe. 1954 год.
Рассказ об истории аэростиля был бы неполным без главы о концептуальных проектах. Речь пойдет об экспериментальных автомобилях, выпущенных в единичных экземплярах – как правило, для всемирных автосалонов и американских ежегодных выставок Motorama.

Dream Car – автомобиль мечты: такое название получили эти машины. Создавались они как крупными концернами, так и малыми фирмами. Американский автопроизводитель, выставлявший Dream Car, преследовал различные цели. Для одних было важно привлечь к себе внимание, для других – поднять престиж марки, но в основном такой автомобиль выпускался с целью изучить реакцию рынка на новые дизайнерские решения и, соответственно, возможность последующего их использования в серийном производстве. Признанным мастером в этой области был шеф-дизайнер корпорации General Motors Харли Эрл. Наиболее удачные его проекты шли в серию практически без изменений. Достаточно вспомнить Chevrolet Corvette 1953 года. Серийные автомобили, оказавшие непосредственное влияние на формирование общей концепции аэростиля, подробно описывались в предыдущих частях нашего повествования. Настоящая глава – о наиболее интересных проектах, не реализованных в серийном производстве.

Подлинный Dream Car (или просто – концепт) являлся (и является) носителем самых передовых (для своего времени), а иногда и революционных дизайнерских идей и конструкторских решений. Правда, нередки были случаи, когда фантазия разработчиков больше походила на безумие, но, как известно, от безумного до гениального – один шаг.

De Soto Adventurer I Coupe. 1953 год.
При разработках кузовов американские дизайн-бюро постоянно прибегали к услугам итальянских кузовных ателье. С конца 40-х и до начала 60-х годов была широко распространена практика отправки готового шасси в Италию, где и изготовлялся кузов. Подобному итало-американскому сотрудничеству обязано своим всемирным признанием итальянское проектное бюро Ghia, возглавляемое Луиджи Сегре. Первым плодом совместного сотрудничества Сегре и Экснера стал появившийся осенью 1953 года автомобиль De Soto Adventurer I. Классический представитель итальянской школы дизайна, Adventurer I имел весьма косвенное отношение к аэростилю. Это двухдверное купе – не что иное, как «доведенный» проект Вирджила Экснера Chrysler K310 1951 года. Новая версия имела укороченную до 2820 мм колесную базу при общей длине 4820 мм. Несмотря на очень небольшую высоту (всего 1360 мм), внутри было вполне уютно. К слову сказать, сам шеф-дизайнер концерна Chrysler Вирджил Экснер ездил на опытном образце Adventurer I целых три года.

Первый опыт совместного сотрудничества оказался удачным, и услугами бюро воспользовалась компания Dodge. Уже 12 ноября того же года в Америке был показан новый родстер Dodge Fire Arrow с эмблемой Ghia на борту. Характер пластики радиаторной решетки свидетельствует о дальнейшем развитии образа Chrysler K310. В отличие от Adventurer I, Fire Arrow отвечает концепции аэростиля. Кузов имеет плоские кили задних крыльев, образующих единую линию. В данном случае сочетание итальянской школы дизайна и последних тенденций американской автомобильной моды дало миру новый, крайне интересный образ спортивного автомобиля.

В начале 1954 года появятся сразу две версии Dodge Fire Arrow: кабриолет и наиболее доведенная с инженерной точки зрения версия – купе. На последней будет установлен очередной «женский» мировой рекорд скорости – 229,5 км/ч.

Plymouth Explorer Coupe. 1953 год.
Третий автомобиль, представленный ателье Ghia в 1953 году, – Plymouth Explorer. Пожалуй, это самый «итальянский» автомобиль из сделанных по американским заказам. Кузов решен в лучших итальянских традициях позднего стримлайна. Ненавязчивая трактовка килей задних крыльев лишний раз доказывает, что достичь «нужного» результата можно и малыми средствами. Вообще, удивительное чувство меры станет одной из отличительных черт итальянского дизайна. Огромные (по европейским масштабам) размеры двухместного спортивного купе усиливают эмоциональное восприятие найденного образа. Внешняя и внутренняя отделка выполнены на высочайшем уровне. В комплектацию автомобиля входил специально изготовленный набор чемоданов и дорожных сумок – под цвет салона.

Dodge Fire Arrow Cabriolet. 1954 год.
В следующем, 1954 году появился очередной концепт компании De Soto – Adventurer II. По мнению некоторых специалистов, это один из красивейших «итало-американских» автомобилей того периода. Разработка и производство единственного образца была полностью передана итальянским коллегам из ателье Ghia. Обводы кузова получились очень выразительными. Двухместное спортивное купе имело длину «всего» 5,5 м. Для европейцев это – кошмарный сон, для Америки – то, что надо. De Soto Adventurer II – попытка совместить несовместимое. Проектировщики из Турина сохранили типично итальянскую рациональную эргономику салона, в результате объем кабины оказался несоизмеримо мал по отношению к общему объему кузова. Заднее ветровое стекло расположено в почти горизонтальной плоскости, вследствие чего объем багажника крайне невелик, а обзорность назад – чисто символическая. Общий пластический образ граничит с шаржем. Автомобиль имеет довольно большой дорожный просвет и небольшую общую высоту, что при полном отсутствии переднего бампера делает кузов визуально облегченным. Этот дизайнерский ход впоследствии станет характерным для ведущих итальянских стилистов.

Dodge Fire Arrow Coupe. 1954 год.
1954 год знаменателен не только совместными проектами корпорации Chrysler и ателье Ghia. Увидел свет первый из серии самых безумных автомобильных проектов Америки – «реактивный» автомобиль Харли Эрла. Проект получил название Firebird I. Шеф-дизайнер GM был буквально болен идеей поставить сверхзвуковые летательные аппараты программы «X» на четыре колеса. Firebird I мало похож на средство передвижения. Зато рекламный эффект был налицо. В общем, нечто подобное крылатому Citroen DS из фильма «Фантомас» или реактивному автомобилю из «Больших гонок» существовало в Америке на самом деле, правда, в нелетающем варианте. Можно сказать, что это – «побочный продукт» деятельности Харли Эрла в рамках аэростиля. Так или иначе проект Firebird I положил начало самым необычным дизайнерским разработкам этой эпохи.

De Soto Light Sweep II Coupe. 1955 год.
В 1955 году компания De Soto представила три концепта. Шасси их были изготовлены в Детройте, а кузовы – в Турине, в мастерских Ghia. Из показанных в том году на «Мотораме» родстера Falcon, кабриолета Flight Sweep I и хардтопа Flight Sweep II наибольший интерес вызвал последний. De Soto Flight Sweep II имел несущий кузов и, в целом, мало отличался от серийных моделей. Найденные в 1955 году пластические решения будут применены при разработке модельного ряда 1957 года (De Soto Fire Sweep).

P.S.
Фоля
Часть 9

Chrysler Norseman Coupe. 1956 год.
Тогда же корпорация Chrysler и кузовное ателье Ghia начали реализовывать два самых дорогостоящих своих проекта. В течение года Вирджилом Экснером в Детройте велась разработка нового концептуального четырехместного купе. Проект получил название Chrysler Norseman и должен был быть представлен на «Мотораме» 1956 года. Денег на него не жалели. Задуманное в Детройте целых пятнадцать месяцев воплощали в жизнь в Турине. Буквально вручную изготовили алюминиевый кузов. Автомобиль имел фантастическую по тем временам электронную «начинку». Сервоприводами приводилось в движение все, что только можно. Автоматически убиралась задняя часть крыши, выполненной в виде стеклянного авиационного «фонаря». Настройка передних фар имела несколько положений. Автоматика кресел – просто шедевр инженерной мысли. Помимо нескольких трансформируемых положений, они разворачивались на 45 градусов – для удобства посадки. Общее дизайнерское решение вообще не имело аналогов в истории мирового автомобилестроения. Chrysler Norseman – один из немногих представителей футуристического направления в автодизайне эпохи аэростиля. При взгляде на детище Вирджила Экснера, реально представляется пустынный лунный пейзаж – Море Спокойствия, к примеру. Водитель этой машины, будучи одет в космический скафандр, смотрелся бы в ней весьма гармонично.

Судьба сыграла злую шутку с новым автомобилем компании Chrysler. Машина была готова к середине июля 1956 года. Ее погрузили на корабль «Andrea Doria» для отправки в Америку. Но Chrysler Nоrseman так и не был показан американской публике – судно затонуло во время сильного шторма недалеко от побережья Северной Каролины на глубине 60 метров. Этот концепт, внешне похожий то ли на луноход, то ли на батискаф, и по сей день покоится на дне Атлантического океана. В 1988 году одна американская газета сообщила, что обнаружены останки «Andrea Doria» и будто бы кто-то собирается поднять на поверхность собственность концерна Chrysler. Остается надеяться, что Chrysler Norseman все-таки доберется до берегов Америки – спустя 40 лет.

Chrysler Dart Cabriolet. 1957 год.
По воле случая на злополучный «Andrea Doria» не был погружен второй Dream Car компании Chrysler – Dart. Из-за возникших проблем с электроникой сервоприводов Chrysler Dart был показан публике только на выставке 1957 года. Таким образом, машину готовили более двух лет. Процесс разработки включал в себя расширенную программу аэродинамических исследований в Университете Турина. После тщательной и кропотливой работы было смакетировано в масштабе 1:5 «идеальное аэродинамическое базовое тело». Руководство концерна Chrysler поспешило заявить, что удалось создать автомобиль с минимальным аэродинамическим коэффициентом сопротивления. Впрочем, многие эксперты ставили это под сомнение. Четырехместный спортивный кабриолет имел автоматически складывающуюся (причем на ходу) жесткую крышу. Chrysler Dart удалось сохранить – в 1989 году его выставили на один из аукционов.

Cadillac Cyclone XP-74. 1959 год.
1959 год очередной раз показал, что фантазии шеф-дизайнера GM нет предела. Компания Cadillac продемонстрировала двухместный автомобиль Cyclone. Можно подумать, что кузов его спроектирован авиационным конструктором Келли Джонсоном: буквально все пластические элементы напрямую заимствованы из авиации. Проект Cyclone – самый приближенный к авиационной стилистике автомобиль эпохи аэростиля.

В том же 1959 году была показана любопытная совместная разработка компании Cadillac и другого итальянского кузовного ателье – Pininfarina. На парижском салоне публика увидела Cadillac Starlight – еще один пример итальянского видения концепции аэростиля. Двухдверный хардтоп полностью ломал сложившиеся представления о фирменном стиле марки Cadillac. Определенно, это был уже не американский Cadillac. Результат последнего подобного эксперимента продемонстрировали на парижском салоне 1961 года. Cadillac Jaqueline не многим отличался от своего предшественника – пластическое решение его кузова не имело к авиационной стилистике никакого отношения.

Firebird III. 1959 год.
Проектную разработку нового чудо-автомобиля Firebird III Харли Эрл своим итальянским партнерам не доверил. Этот монстр был представлен в 1959 году на очередной «Мотораме». Достаточно беглого взгляда на кузов, чтобы предположить, что Firebird III – аппарат из фантастического комикса. Супернизкая машина с турбинным двигателем имела две отдельные «авиационные» кабины. За стеклом «фонаря» виднелась лишь голова водителя. Количество хвостовых килей выросло до семи. Задние колеса полностью скрыты крыльями-воздухозаборниками. Надо сказать, что эксперименты с турбомобилями велись корпорацией Chrysler еще с 1954 года. Первопроходцем здесь выступило отделение Plymouth: в 1956 году четыре турбомобиля Plymouth Coupe совершили испытательный пробег по маршруту Нью-Йорк – Лос-Анджелес.

Plymouth XNR Roadster 1960 г.
В 1960 году появилось еще одно совместное творение Вирджила Экснера и мастерских Ghia. При разработке двухместного пятиметрового родстера-турбомобиля Plymouth XNR были применены соответственно обновленные инженерно-конструкторские решения, относящиеся еще к 20-м годам. Низкое лобовое стекло состояло из двух частей. При отсутствии пассажира правая часть автоматически складывалась – автомобиль превращался в одноместный родстер. За основу взяли шасси Plymouth Valiant с базой 2690 мм. Характерная деталь – место пассажира находилось глубже водительского на 100 мм. Данное компоновочное решение продиктовано «аэродинамической» конструкцией кузова. Этот автомобиль тоже сохранился до наших дней.

Plymouth Turbo Flite. 1961 год.
Третье поколение турбомобилей показали в 1961 году на парижском автосалоне. Plymouth Turbo Flite – последняя совместная разработка Вирджила Экснера и ателье Ghia. 14 мая 1963 года корпорация Chrysler отважилась на небывалый эксперимент. 48 счастливчиков получили сроком на три месяца новенькие Turbo Flite. Обязательным условием было представление еженедельных докладов в испытательный центр компании Plymouth. По рассказам участников событий, управлять автомобилем с газотурбинным двигателем было делом несложным, главное – следить за температурой мотора, которая не должна была превышать 900 градусов и держать стрелку тахометра в промежутке от 17.000 до 22.000 оборотов в минуту. После успешного завершения эксперимента все турбомобили были пущены под пресс, а несколько экземпляров отправлены в музей. Подобные разработки вела также компания Dodge, но в этом случае турбомобиль так и остался прототипом.

В завершение рассказа об истории американского аэростиля следует отметить, что концепция, сформированная к 1953 году Харли Эрлом, оказала влияние на развитие автомобильного дизайна во всем мире. Отдельного исследования заслуживает итальянская трактовка аэростиля. Кроме того, заметим, что отечественный автодизайн развивался по американскому пути, что само по себе – факт многозначительный...

Фоля
Новый Ford Focus получит "татуировки"

Компания Ford разработала для хэтчбека Focus нового поколения линейку виниловых наклеек, которых станут частью программы по индивидуализации автомобиля. Как выяснилось в результате исследования, проведенного "Фордом", около 40 процентов американцев, родившихся в период между 1980 и 1995 годом, имеют татуировки и хотели бы аналогичным способом оформить свой автомобиль.

Всего для хэтчбека Ford Focus создано 200 вариантов дизайна наклеек стоимостью от 120 до 470 долларов. Выбрать их можно будет на специальном сайте (соответствующий раздел на нем появится в середине января) и установить в официальном дилерском центре, получив трехлетнюю (или 36 тысяч миль) гарантию на "татуировки". Сейчас готовы различные наклейки — геометрические фигуры, "гоночные" полосы, различные ярки "пятна" и линии.

На данный момент широкие гаммы виниловых наклеек уже предлагаются в США для Ford Mustang, Explorer, F-150 и Fiesta.

На американском рынке, где новый Ford Focus появится в начале следующего года, хэтчбек будет доступен в четырех комплектациях, с колесными дисками в 11 вариантах дизайна, 11 возможными цветами окраски кузова и несколькими вариантами оформления интерьера.

Выпуск нового "Фокуса" уже началось в Германии, а производство в России будет запущено в середине 2011 года. Новинка будет предлагаться с бензиновыми моторами объемом 1,6 и 2,0 литра, а также с двухлитровым дизелем. Модель планируется выпускать в трех типах кузова — пятидверный хэтчбек, седан и универсал. Трехдверной версии больше не будет, так как в компании посчитали, что необходимости в подобной машине нет, поскольку дизайн третьего поколения получился и так достаточно ярким и динамичным.

Rambler's Top100
Это "текстовая" версия, возможен просмотр только основного контента. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2018 Invision Power Services, Inc.